Сегодня к дорожной разметке привыкли все – и водители, и пешеходы. Кажется, что без неё движение на дорогах превратилось бы в хаос. Но если первый паровой автомобиль сконструировали еще в XVIII веке, то первая разметка на дороге появилась только в 1911 году. Идея её нанесения пришла в голову американскому работнику дорожной комиссии Эдварду Хайнзу. Однажды он проехал мимо встречного грузовика, из кузова которого капало молоко. Хайн увидел, что на асфальте осталась белая линия, как бы разделившая дорогу на две части. Это был прообраз первой разметки.
Эволюция дорожной разметки
Первая дорожная разметка делила трассу на две части и была сплошной. Потом к ней добавились линии, отделяющие пешеходную часть от проезжей. Со временем росло количество автомобилей, увеличилось и количество полос. Разметка перестала быть только разделительной. Она приобрела дополнительные функции: стала указывать направление движения, обозначать места обязательных остановок, иногда даже полностью запрещать проезд.
Получилось, что на некоторых участках дорог линии, нанесённые на асфальт, стали заменять дорожные знаки. Изменялся состав и цвет. В красящую массу добавляют специальные наполнители, которые улучшают характеристики эмали. Например, стеклянные микросферы улучшают светоотражение и видимость разметки даже при минимальном освещении.
Изменение цвета
Полосы перестали быть только белыми. Начали задействовать и другие цвета:
- оранжевый и жёлтый обозначают временное изменение направления движения и ширину дороги;
- синий указывает на места парковки;
- красный демонстрирует путь следования противопожарной техники и места её парковки;
- зелёный цвет говорит о наличии пешеходных зон и велосипедных дорожек.
Без «работы» остались пока розовый и голубой. Но наверняка уже в ближайшем будущем найдётся применение и для них.
Появление дополнительных знаков на асфальте
Установка дорожного знака на дороге и поддержание его в должном состоянии – дело затратное, На него действует коррозия, осадки, колебания температур. Не стоит забывать и о вандалах. Гораздо проще нарисовать знак прямо на асфальте, увеличив его размеры. На некоторых трассах так и поступают. Ещё в ходу предупреждающие надписи, цифровое обозначение скорости и т п. Всё это чем-то напоминает граффити.
Подобная художественная разметка наносится специальными дорожными эмалями. Они быстро высыхают и обладают светоотражающими свойствами.
Вообще для разметки на асфальте всё чаще применяют термопластик. Он устойчив к погодным условиям в любое время года, крепко держится на любом покрытии. И хорошо растворяет различные наполнители, как, например, стеклянные микросферы.